Войны и конфликты

Балканская страда (1)

Операция ОВС НАТО "Решительная сила" (Югославия, 24 марта - 10 июня 1999 г.)
Согласно принятой в США концепции "Единая перспектива 2010", основное значение при ведении войн в ближайшем будущем будет уделяться не живой силе, а боевой системе стратегического (регионального) масштаба. Она включает высокоточные разведывательно-информационные, ударные и оборонительные силы и средства. Наглядным примером этому служит операция ОВС НАТО против Югославии "Решительная сила".

Конфликт в Югославии ознаменовал собой начало новой эпохи в развитии европейских и мировых международных отношений. Впервые в истории НАТО применило военную силу против европейской страны без соответствующей санкции ООН, на основании собственного решения и вне сферы ответственности блока. Таким образом, создан опасный прецедент, вызывающий обоснованные опасения всех стран, не входящих в состав НАТО. По югославскому сценарию может быть подвергнута "наказанию" любая страна, не обладающая соответствующим потенциалом сдерживания.

Для формирования общественного мнения НАТО активно использовало сформированный в западных средствах массовой информации образ президента Югославии Слободана Милошевича - диктатора, внутренняя политика которого была якобы направлена на физическое уничтожение албанского населения Косово. НАТО избегало употребления слова "война" и представляло кампанию как операцию, имеющую цель заставить "югославского диктатора" уважать права албанского населения Косово на самоопределение.

Югославии пришлось выступать против военной машины НАТО практически в одиночестве. Возможности стран, симпатизирующих позиции Милошевича и желающих оказать ему поддержку в конфликте, были ограничены географическим положением Югославии. Все каналы возможного поступления военной и технической помощи находились под контролем стран - членов НАТО, их союзников или нейтральных государств.

На пользу югославской стороне могли пойти любые действия, способствующие переводу конфликта из высокотехнологического, высокоточного в сферу непосредственного боевого соприкосновения, где относительно устаревшее вооружение югославской армии могло достаточно эффективно противостоять технологическим новинкам НАТО. Однако этого не случилось.

Решающая роль ВВС

В операции "Решительная сила" была задействована группировка многонациональных сил НАТО при ведущей роли ВС США. Впервые в боевых действиях активную роль сыграли ВС Германии, участие которой ранее ограничивалось только финансовой поддержкой или выделением сил обеспечения. Активно использовались аэродромы Италии, Германии, Великобритании, Франции, Венгрии и Турции для базирования участвующих в боевых действиях подразделений тактической авиации блока.

Центральное место в достижении целей при проведении операции "Решительная сила" военно-политическим руководством НАТО было отведено средствам воздушного нападения. Для этого была спланирована и проведена в период с 24 марта по 10 июня 1999 г. воздушная наступательная операция, которая проходила в рамках трех основных фаз.

Главной целью первой фазы руководство НАТО ставило завоевание превосходства в воздухе, подавление системы ПВО Югославии и вывод из строя основных объектов военной инфраструктуры, расположенных в Косово. При этом в течение 2-3 суток ударами с воздуха (преимущественно в темное время суток) предполагалось уничтожить радиолокационные посты, огневые средства, узлы связи и пункты управления ВВС и ПВО, дезорганизовать системы военного и государственного управления. Кроме того, планировалось нанести значительный ущерб группировкам войск в пунктах постоянной дислокации и изолировать группировки войск в Косово.

Вторая фаза предусматривала продолжение ракетно-бомбовых ударов для поражения объектов на всей территории Югославии. Основные усилия сосредоточивались на уничтожении войсковых подразделений, вооружения и боевой техники, а также других военных объектов различного уровня, включая тактический. На этой фазе руководство НАТО главной целью ставило изоляцию района боевых действий.

В ходе третьей фазы предполагалось нанести удары по важным государственным и военно-промышленным объектам Союзной Республики Югославии с целью снижения военно-экономического потенциала страны и подавления воли сербского народа к сопротивлению.

В начале боевых действий группировка ОВВС и ОВМС НАТО насчитывала около 300 боевых самолетов, из них 8 стратегических бомбардировщиков и 35 кораблей. В дальнейшем, для реализации целей ВНО была создана группировка ОВС НАТО, насчитывающая более 600 боевых самолетов (всего более 1000 самолетов), включая новейшие стратегические бомбардировщики В-2А и истребители F-117A, а также более 60 кораблей различного класса, включая 4 авианосца.

Характерной особенностью группировки являлось наличие в ее составе значительного количества беспилотных летательных аппаратов (БЛА) различного назначения. Всего в зоне конфликта было сосредоточено около 40 БЛА (около двадцати американских, десяти французских и более 10 германских).

В качестве основных авиационных средств поражения использовались как современные (крылатые ракеты морского и воздушного базирования), так и новые образцы высокоточного оружия - управляемые авиабомбы JDAM. Авиационная группировка ОВС НАТО более чем на 50% состояла из американской стратегической, тактической авиации ВВС и палубной авиации ВМС. В составе группировки НАТО более 30% боевых кораблей и 90% КРМБ "Томахок" принадлежали ВМС США (подробно о применении высокоточного оружия и его характеристиках см. журнал ВКО № 4 (17) 2004 г).

Во время воздушной операции против Югославии было совершено более 20 тыс. самолетовылетов боевой и вспомогательной авиации ВВС и ВМС стран НАТО и применено 870 КР (792 КРМБ и 78 КРВБ), в том числе по объектам на территории Косово - 374 КРМБ.

Ежедневно привлекались только боевые самолеты ВС США. Кроме того, активно задействовались боевые самолеты Великобритании, Франции, Германии, Италии и Турции, которые составляли основу ударных сил ОВВС НАТО в зоне конфликта. Боевые самолеты ВВС Норвегии, Нидерландов, Канады, Бельгии, Португалии, Испании и Дании использовались эпизодически и привлекались в основном к решению задач воздушного прикрытия, ведения разведки и постановке помех.


Использование стратегических бомбардировщиков В-1В было начато в ходе второй фазы операции НАТО против Югославии. С целью организации их боевого применения было осуществлено развертывание передовой группировки В-1В на авиабазе Фэрфорд (Великобритания).
Фото: US AIR FORCE

В течении первой недели операции были нанесены семь массированных ракетно-авиационных ударов (МРАУ). В первые двое суток в рамках операции были нанесены два МРАУ, продолжительностью до трех часов каждый. В период с 21.55 24 марта до 01.00 (мск) 25 марта, нанесен первый МРАУ. В ударе было задействовано около 180 самолетов тактической авиации из состава группировки ОВВС НАТО, созданной на авиабазах Италии, что составляло около 65% от ее числа. При этом до 60% самолетов, участвующих в ударе, принадлежали ВВС США. Второй МРАУ был нанесен в период с 22.25 (мск) 25 марта до 01.35 (мск) 26 марта.

Кроме того, к ударам привлекались три стратегических бомбардировщика В-52Н и два В-2А из состава ВВС США.

В соответствии с замыслом командования НАТО, корабли и подводные лодки - носители крылатых ракет - в период с 24 по 26 марта 1999 г. также принимали участие в нанесении двух массированных ракетно-авиационных ударов (всего четыре надводных корабля и три подводные лодки ВМС США и Великобритании).

Построение боевого порядка носителей крылатых ракет "Томахок" было подчинено требованию обеспечения безопасности пусков КРМБ и эффективной ПВО кораблей. С учетом этого расстояние между тактическими группами носителей составляло от 60 до 350 км, удаление районов пуска от береговой черты - от 60 до 400 км.

В ходе двух МРАУ было израсходовано более 180 КРМБ (более 60 и около 120 единиц соответственно, что составило 56% от общего количества ракет в группировке). Впоследствии в ходе систематических боевых действий крылатые ракеты морского базирования применялись для поражения вновь выявленных важных объектов главным образом в ночное время.

Количество пусков крылатых ракет в первых ударах сопоставимо с количеством самолетовылетов тактической авиации, при этом целями для поражения крылатыми ракетами были аэродромы, объекты системы ПВО, военного и государственного управления, а также пункты постоянной дислокации войск и ряд важных предприятий промышленности.

При полете к цели крылатыми ракетами применялись обходные (обманные) маневры с отворотом на другие реально существующие объекты и последующим разворотом на цель (удар с тыла).

Первый (и последующие) МРАУ проводились по принятой в НАТО типовой схеме. Оперативно-тактическое построение сил включало три эшелона: крылатых ракет, прорыва ПВО и ударный.

Удары крылатыми ракетами (эшелон крылатых ракет) был нанесен за 5-10 минут до начала действий эшелона прорыва системы ПВО. Пуск крылатых ракет (всего 90 единиц) осуществлен с трех бомбардировщиков В-52Н (24 КРВБ), а также с четырех надводных кораблей ВМС США и трех ПЛА (66 КРМБ) ВМС США и Великобритании.

При этом около 80% ракет было применено для поражения стационарных объектов с высокой степенью защищенности и сильной ПВО (важные государственные и военные объекты, пункты управления и узлы связи, авиабазы, средства ПВО) в интересах снижения потерь в ходе последующих действий авиации. Оставшиеся 20% - по промышленным объектам двойного назначения (предприятия химической промышленности, нефтеперерабатывающие и машиностроительные предприятия).

Эшелон прорыва ПВО насчитывал 75 боевых самолетов. Основную часть из них составляли тактические истребители, которые пробили в югославской системе ПВО два коридора шириной более 50 км каждый.

Следует отметить, что действия этого эшелона характеризовались массовым применением противорадиолокационных ракет как в автономном режиме, так и по данным целеуказаний с самолетов радио- и радиотехнической разведки RC-135V\W (с активным привлечением демонстрационных и отвлекающих групп).


В операции "Решительная сила" стратегические бомбардировщики В-52Н применяли по важным заранее разведанным стационарным объектам на территории Югославии крылатые ракеты воздушного базирования AGM-86C (в обычном снаряжении).
Фото: US AIR FORCE

Ударный эшелон включал более 100 самолетов тактической, истребительной и разведывательной авиации. Ударные группы тактических истребителей, следуя в плотных боевых порядках, осуществляли полет под прикрытием помех в коридорах с подавленными средствами ПВО в предельно короткое время с дальнейшим расхождением по направлениям, глубине проникновения, высотам и времени выхода на цели.

В качестве основных средств поражения наземных объектов авиация использовала высокоточные авиационные средства поражения с лазерными и телевизионными системами наведения. Подсветка целей осуществлялась самолетами из состава ударных групп.

Всего в первых двух МРАУ было задействовано более 300 самолетов боевой и вспомогательной авиации, в том числе пять стратегических бомбардировщиков В-52Н, четыре В-2А, а также более 200 крылатых ракет. В результате авиационно-ракетных ударов были поражены более 70 объектов на территории Югославии, в том числе военных - более 50, военно-промышленных - около 15. Получили повреждения жилые кварталы, прилегающие к военным объектам в районах Белграда, Приштины и других городов страны.

Характерно, что в список целей не были включены предприятия, связанные с добычей и переработкой хромовой и цинковой руды. Это, скорее всего, обусловлено намерением Запада по окончании боевых действий взять под свой контроль имевшиеся здесь крупные запасы этого стратегического сырья.

В целом в ходе первой фазы операции, руководству НАТО удалось достичь главной цели - завоевания превосходства в воздухе, что было предопределено подавляющим превосходством в силах НАТО над ВВС Югославии.

Путем массированного применения противорадиолокационных ракет и комбинированного их применения с управляемыми авиационными бомбами и ракетами была фактически выведена из строя система разведки воздушного противника, поражена часть ЗРК.

Однако задачи полного подавления сил и средств ПВО и нанесения существенного поражения формированиям югославских ВС решены не были. В основном были разрушены оставленные личным составом казармы, штабы, хранилища вооружения и военной техники, склады материально-технических средств.

К особенностям тактики применения боевой авиации НАТО можно отнести ее действие на больших высотах (6-12 тыс. м) в темное время суток. Это объясняется прежде всего обеспечением безопасности полетов пилотируемых средств в условиях активных действий югославских мобильных средств ПВО и зенитных артиллерийских установок, создающих сплошную зону огня в районе прикрываемых объектов, а также сложным физико-географическим ландшафтом территории Югославии.

Однако для командования ударной группировки ОВВС НАТО в зоне конфликта явилось полной неожиданностью отсутствие организованного противодействия со стороны системы противовоздушной обороны Югославии.

Действия подразделений мобильных средств ПВО типа "Квадрат" (экспортный вариант ЗРК "Куб" советского производства) и "Стрела" больше походили на партизанские действия из засад. По различным причинам не применялись с необходимой эффективностью югославские радиотехнические войска и истребительная авиация.

Достигнутое превосходство в воздухе позволило альянсу приступить в конце марта ко второй фазе операции, в ходе которой по состоянию на 19 апреля 1999 г. было совершено около 5300 самолетовылетов.

Вместе с тем, столкнувшись с нестандартной ситуацией по решению задач воздушно-наступательной операции - завоевания превосходства в воздухе в установленные сроки, командование альянса отказалось от тактики массированного применения сил и средств и перешло к систематическим боевым действиям с нанесением выборочных и групповых ударов по вновь выявленным или ранее непораженным объектам.

Цель таких действий заключалась в нанесении существенного ущерба военному и военно-экономическому потенциалу Югославии. Ударам подвергались войсковые формирования в Косово, силы и средства ПВО, аэродромы, объекты военно-промышленного комплекса, а также наиболее важные объекты коммуникаций, по которым осуществлялось снабжение войск.

Командование блока рассчитывало, что принятая "беспокоящая тактика" должна в значительной мере подорвать морально-психологический настрой личного состава ВС Югославии, снизить способность населения страны к организации сопротивления.

В ходе второй фазы авиация НАТО вела еще более жесткое противоборство с силами и средствами югославских ПВО, которые понесли потери, однако по-прежнему ограничивали свободу действий СВН. В результате, руководство НАТО своих целей по поражению группировки югославских войск в Косово не достигло, более того, за это время югославами успешно были разгромлены основные вооруженные группировки албанской "Армии освобождения Косово".

Начиная с 19 апреля 1999 г., командование НАТО, не достигнув полностью целей второй фазы операции, фактически приступило к третьей, изменив ее цели и задачи. Удары стали наноситься по всей территории Югославии с целью парализовать всю экономическую и политическую жизнь в стране, сковать маневр и оказать мощное психологическое воздействие на руководство страны и население, лишив материально-технической базы ВС Югославии. В число объектов для нанесения ударов дополнительно были включены практически все крупные промышленные предприятия, объекты жизнеобеспечения городов, энергетики, транспортные коммуникации, средства связи, теле- и радиовещания и другие.

При этом интенсивность действий ударной авиации увеличилась почти в два раза (со 120 до 230 самолетовылетов в сутки) за счет увеличения группировки ОВВС НАТО в районе конфликта более чем в 1,5 раза (а к концу операции - более чем в 2,4 раза).

Майский период боевых действий характеризовался еще наиболее интенсивными налетами, количество самолетовылетов в сутки было доведено до 740. К середине мая, состав группировки авиации был доведен более чем 1000 самолетов (из них до 770 самолетов ВВС и ВМС США).

Наращивание силы ударов свидетельствовало о том, что ОВС НАТО не смогли лишить боеспособности ВС Югославии. В связи с этим акцент был сделан на уничтожение экономической инфраструктуры страны, подавление воли к сопротивлению руководства и народа Югославии. Авиация стала наносить удары в основном по объектам жизнеобеспечения населения городов, транспортным коммуникациям и практически по всем значимым промышленным предприятиям.

С начала июня прошла информация о начале четвертой фазы операции, в которой вышеуказанные объекты стали основными. Военное руководство НАТО практически перестало разделять объекты на гражданские и военные.

Последний удар был нанесен по Косово 9 июня, а с 10 июня руководство НАТО приняло решение о переводе авиации на режим круглосуточного контроля воздушного пространства Югославии и готовности к нанесению (возобновлению) ударов в случае необходимости.

22 июня 1999 г. руководство НАТО официально объявило о завершении операции "Решительная сила", длительность которой составила 90 суток, где использовался весь арсенал форм боевых действий СВН: воздушная кампания, воздушно-наступательная операция, систематические боевые действия.

Особенности боевого применения стратегической авиации

Применение стратегической бомбардировочной авиации (СБА) ВВС США явилось важной составной частью проведения военной операции НАТО против Югославии. Использование СБА (впервые в Европейской зоне) было организовано с момента начала боевых действий в соответствии с существующими у американского военного руководства взглядами на принципы ее применения в региональных конфликтах. В ходе конфликта американское командование осуществило отработку основных форм и методов боевого применения стратегических бомбардировщиков с обычным вооружением.

Основным способом применения стратегических бомбардировщиков В-52Н явилось их задействование для нанесения ударов по важным, заранее разведанным стационарным объектам на территории Югославии с использованием крылатых ракет воздушного базирования AGM-86C (в обычном снаряжении).

С целью организации боевого применения бомбардировщиков В-52Н в конфликте на авиабазе Фэрфорд (Великобритания), заблаговременно (в феврале 1999 г.) была развернута передовая группировка в составе восьми В-52Н. В дальнейшем данная группировка усиливалась за счет переброски дополнительного количества самолетов стратегической бомбардировочной авиации и поддерживалась на уровне 19-20 единиц вплоть до завершения боевых действий. По планам американского командования к участию в реальных боевых действиях привлекались все экипажи бомбардировщиков В-52Н посредством их периодической ротации.

Полеты бомбардировщиков В-52Н на боевое применение осуществлялись в составе одного-двух звеньев по два-три самолета (в большинстве случаев - одно звено из двух самолетов). Типовой маршрут полета до района оперативного предназначения: авиабаза Фэрфорд - Восточная Атлантика - Гибралтарский пролив - Средиземное море - Адриатическое море (северная часть Ионического моря).

В течение полета предусматривалась, как правило, одна дозаправка топливом в воздухе в районе западной или центральной части Средиземного моря. Общая протяженность маршрута около 10 тыс. км, скорость на маршруте 820-850 км/ч, эшелон высот 7200-7800 м, время полета 10,5-12 час в зависимости от времени ожидания в районе оперативного предназначения (продолжительность времени ожидания - до двух часов с целью синхронизации действий с другими, силами, участвующими в ударе).

Дозаправку бомбардировщиков обеспечивали самолеты-заправщики из состава передовой группировки заправочной авиации, развернутой на авиабазе Морон (Испания). Общее управление действиями бомбардировщиков осуществлял передовой пункт управления БАК ВВС США, развернутый на авиабазе Фэрфорд.

Приказ на применение оружия находящиеся в районе оперативного предназначения бомбардировщики получали с борта штабного корабля "Ла-Саль" ВМС США, входившего в состав морской группировки ОВС НАТО, развернутой в районе конфликта.

Пуски КРВБ осуществлялись с малых высот над водной поверхностью на скорости около 700 км/ч, на расстоянии 150-200 км от береговой черты, через 25- 40 мин после получения приказа (с учетом времени, необходимого для перестроения в боевой порядок).

Общее время пуска ракет звеном самолетов около 20 мин. Подлетное время ракет (в зависимости от местоположения целей) составляло 60-90 мин. При нанесении удара несколькими звеньями В-52Н временной интервал между ними составлял около 40 мин. После завершения пусков ракет самолеты выходили на маршрут возвращения на авиабазу вылета. В некоторых случаях обратный маршрут проходил над территориями Италии и Франции.

В дальнейшем в ходе операции американское командование вынуждено было перейти к применению бомбардировщиков В-52Н для нанесения ударов с использованием авиационных боеприпасов других типов.

В частности, основным вооружением при этом служили авиабомбы Мк82 калибра 220 кг (максимальная загрузка - до 51 ед.). С целью уменьшения риска потерь бомбометание осуществлялось с больших высот с предварительной постановкой помех РЛС противника.

Боевое применение стратегических бомбардировщиков В-1В было начато в ходе второй фазы операции НАТО против Югославии. С целью организации их боевого применения было осуществлено развертывание передовой группировки В-1В на авиабазе Фэрфорд в составе пяти самолетов.

Развертыванию группировки предшествовала заблаговременная переброска на передовую авиабазу технического персонала и средств материально-технического обеспечения с целью создания условий для технического обслуживания В-1В и подготовки их к боевым вылетам,

Полеты бомбардировщиков В-1В на боевое применение осуществлялись звеньями из двух самолетов по маршруту, практически кратчайшим путем выводящему их в район оперативного предназначения и проходящему над территориями Франции и Италии с целью сокращения времени полета до целей и исключения необходимости дозаправок топливом в воздухе.

Общая протяженность маршрута до районов расположения целей и обратно составляла 4600-4700 км, эшелон высот 6400-7000 м, скорость на маршруте 790-870 км/ч, время полета 6-7 час (в зависимости от времени ожидания). Бомбометание осуществлялось с больших высот (свыше 10 тыс. м).

После применения бортового вооружения самолеты тем же маршрутом возвращались на авиабазу вылета. Продолжительность выполнения боевой задачи составляла около 30 мин. Боевое применение осуществлялось в составе смешанных авиационных групп во взаимодействии с тактической и палубной авиацией.

В ходе операции НАТО против Югославии впервые были применены стратегические бомбардировщики нового поколения В-2А в реальных боевых условиях. Организация их применения осуществлялась в рамках положений концепции "глобальный размах - глобальная мощь" и предусматривала нанесение ударов после выполнения беспосадочных полетов с авиабазы постоянного базирования в район конфликта с последующим возвращением на авиабазу вылета.

Полеты В-2А в район оперативного предназначения проходили по южноатлантической трассе. Во время полетов, как правило, проводились четыре дозаправки топливом в воздухе (в районе Восточного побережья США и Восточной Атлантики в 200 км западнее побережья Португалии).

Дозаправку топливом обеспечивали самолеты-заправщики, действовавшие с авиабаз континентальной части США, и из состава передовых группировок заправочной авиации, развернутых на авиабазах Морон (Испания) и Лагенс (Азорские острова). После получения приказа на применение бортового вооружения самолеты следовали в район нахождения целей, где осуществляли нанесение ударов. Бомбометание проводилось с больших высот (до 12 тыс. м). Общая протяженность маршрута беспосадочного полета около 20 тыс. км, скорость на маршруте 770-850 км/ч, время полета до 28 ч.

Полеты бомбардировщиков В-2А на боевое применение выполнялись в составе звеньев из двух самолетов. Отмечалось применение от одного до трех звеньев В-2А в сутки, при этом временной интервал между звеньями составлял 1,5-2 час. Всего в состав группировки бомбардировщиков В-2А для участия в боевых действиях командование ВВС США выделило шесть самолетов этого типа.

С бомбардировщиков В-2А также впервые были применены новые управляемые авиабомбы GBU-31 JDAM с системой наведения, корректируемой по данным КРНС "Навстар". Согласно действующим нормативам одному самолету (максимальная боевая нагрузка - 16 управляемых авиабомб калибра 900 кг) назначалось для поражения от одной до четырех целей.

Таким образом, максимальный количественный состав группировки стратегических бомбардировщиков, принимавшей участие в боевых действиях против Югославии, достигал 35 самолетов (включая шесть В-2А), что составляло 19% от общего боевого состава и 27% от количества боеготовых самолетов стратегической бомбардировочной авиации ВВС США.

К преимуществам использования СБА ВВС США в ходе конфликта относятся:

возможность применения бомбардировщиков В-52Н и В-1В с передовой авиабазы, что существенно сокращало время полета до целей и снижало потребности в проведения дозаправок топливом в воздухе;

использование высокоточного авиационного оружия (КРВБ, управляемых авиабомб) для поражения малоразмерных и высокозащищенных объектов в любое время суток независимо от метеоусловий в районе целей;

проведение пусков КРВБ вне зоны поражения активных средств ПВО противника и применение управляемых авиабомб с больших высот, что способствует уменьшению риска потерь бомбардировщиков без снижения эффективности поражения целей;

большая бомбовая нагрузка бомбардировщиков В-1В, позволяющая эффективно поражать площадные многоэлементные цели (предприятия военной промышленности, нефтеперерабатывающие заводы, склады ГСМ и т.д.).

Продолжение следует.


Анатолий КУЛИКОВ
полковник, офицер Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ

Опубликовано 5 мая в выпуске № 2 от 2007 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?