Военное строительство

Путем проб и ошибок (3)

Анализ опыта создания российской армии
Окончание. Начало в № 3 за 2010 г.

Указом президента Российской Федерации В. В. Путина от 16 января 2001 г. № 45 и соответствующим приказом министра обороны Российской Федерации от 26 января 2001 г. предусматривается дальнейшее развитие структуры ВС РФ и органов управления ими по трем основным направлениям:

1) создание (воссоздание) Главного командования Сухопутными войсками (к 1.12.2001 г.);

2) преобразование Главного командования РВСН в командования РВСН и Космических войск (к 1.6.2001 г.);

3) активизация работы по разграничению функций административного и оперативного управления ВС (подготовка предложений к 16.4.2001 г.).

Таким образом, Ракетные войска стратегического назначения в столь причудливом виде (с совершенно не связанными друг с другом родами войск, какими были по своей сути РВСН, ВКС, РКО) просуществовали ровно столько, сколько маршал Игорь Сергеев возглавлял Вооруженные Силы Российской Федерации.

В этом плане весьма познавательно остановиться на качестве подготовки указа президента РФ № 725 от 16 июля 1997 г. и результатах его реализации. Вот его итоги: 75% мероприятий реформирования ВС РФ по указу 1997 г. № 725 были отвергнуты жизнью, практикой или планами дальнейшего строительства Вооруженных Сил.


Ми-28Н
Фото: Алексей МАТВЕЕВ

Единственное, что осталось неотмененным, – объединение ВВС и Войск ПВО, поскольку последних уже фактически нет и воссоздать их как вид ВС объективно уже невозможно.

Указ президента РФ Бориса Ельцина 1997 г. № 725 содержал четыре ключевых положения.

Первое. В условиях сокращения СНС надо было обязательно сохранить статус РВСН как вида ВС. Их подкачали вводом в их состав ВКС и войск РКО. В соответствии с указом № 45 вид ВС – РВСН распадался полностью: Главное командование РВСН преобразовывалось в самостоятельный род войск ВС, Военно-космические силы и войска РКО были преобразованы в самостоятельный род войск – Космические войска.

Второе. В соответствии с указом № 725 был ликвидирован Главкомат Сухопутных войск. Указом № 45 Главное управление СВ переформировывалось и вновь возрождалось Главное командование Сухопутных войск.

Третье. О придании военным округам статуса оперативно-стратегических (оперативно-стратегических территориальных) командований. Несколько позже, 4 сентября 2004 г. (с приходом к руководству Генштабом генерала Юрия Балуевского) ошибка в придании военным округам статуса ОСК (ОТК) ВС РФ на соответствующих СН была официально признана (на выступлении перед руководящим составом ВС в Военной академии Генерального штаба).

А решением Совета безопасности РФ от 28.6.2005 г. предписывалось «…провести в течение 2005–2007 гг. эксперимент по переходу от окружного (фронтового) руководства войсками (силами) на СН к руководству межвидовой региональной группировкой войск (сил)».

Таким образом, три из четырех изменений в структуре и организации ВС России через непродолжительный промежуток времени, абсолютно необоснованно затратив в условиях крайнего экономического напряжения страны колоссальные финансовые средства и разрушив систему ВКО государства, пришлось возвращать в прежнее состояние. Однако организационно систему ВКО восстановить так и не удалось.

К ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ

Вместе с тем без изменения организационной структуры видов и родов войск ВС новым начальником Генерального штаба (Ю. Н. Балуевский) принимаются решения по совершенствованию руководства межвидовыми группировками ВС. Одним из вариантов перспективной структуры ВС и руководства войсками предусматривается создание Стратегического командования ВКО. Все войска и силы видов и родов войск, выполняющие задачи ВКО, этому командованию должны были подчиняться оперативно.

Активно поддерживает эту позицию и новый (с марта 2001 г.) министр обороны С. Б. Иванов. В своем фундаментальном выступлении на совещании руководящего состава ВС РФ 2.10.2003 г. он требует коренного изменения представления о характере будущих войн в умах высшего военного руководства, все более подчеркивая проявление важнейшей закономерности хода и исхода войны от результатов противоборства в воздухе и космосе и роста значения воздушно-космической обороны.

Примерно в это же время им принимается решение о передаче армейской авиации из Сухопутных войск в ВВС. Но этого требовала не необходимость структурной перестройки Вооруженных Сил, а сама жизнь. Уровень технической готовности вертолетов в войсках был крайне низким. Немногим от этого отличался уровень безопасности полетов и летной подготовки. Армейская авиация часто использовалась не по назначению.

Возвращаясь к вопросам воздушной безопасности страны, объективно следует признать, что только с помощью именно министра обороны С. Б. Иванова и начальника Генерального штаба Ю. Н. Балуевского стало возможным утверждение у президента РФ в апреле 2006 г. «Концепции воздушно-космической обороны Российской Федерации на период до 2016 г. и дальнейшую перспективу».

Рубеж 2016 г. был обоснован прогнозом возможностей оборонной промышленности по решению целого ряда научно-технических и технологических проблем, а также развертыванием производства для создания необходимого оружия. Создание системы ВКО государства планировалось как технологическая и техническая интеграция всех систем, решающих эти задачи.

Кстати, планом реализации данной концепции, утвержденной министром обороны РФ С. Б. Ивановым, все-таки предусматривалось создание в 2010 г. стратегического органа управления ВКО. Однако нерешенность взаимоотношений СК ВКО и региональных командований, к созданию которых приступили в 2005 г., отодвинула решение вопроса о формировании стратегического органа управления ВКО.

Совместными усилиями нового руководства министерства обороны (С. Б. Иванов) и Генерального штаба (Ю. Н. Балуевский) также удалось вернуть и генеральный курс на дальнейшее строительство ВС по принципу трех сфер вооруженной борьбы «воздух-космос, земля, море».

Решением Совета безопасности государства от 28 июня 2005 г. (утверждено президентом России 9 июля) предписывалось: «…создать условия для перехода к 2016 г. на 3-видовую структуру: СВ (с включением ВДВ), ВВС (с включением РВСН и Космических войск), ВМФ».

Тем самым создавались необходимые предпосылки и для организационного объединения в одном виде всех основных формирований ВС, сил и средств, решающих задачи воздушно-космической обороны, – войск и сил противовоздушной и ракетно-космической обороны (войска ПВО ВВС и войска РКО КВ объединялись в одном виде ВС).

Однако и этот, безусловно, правильный курс по развитию ВС нашего государства вновь подвергается кардинальному изменению.

ОТКАТ

В конце 2000-х гг. в строительство ВС вносятся серьезные коррективы. На словах признается возрастающая роль противовоздушной (воздушно-космической) обороны. Однако в перспективном облике ВС не находится места стратегическому органу управления воздушно-космической обороны государства.

В замысле строительства ВС РФ на 2011–2015 гг., утвержденном министром обороны РФ 13.6.2009 года, предусматривается дальнейшее развитие Вооруженных Сил в составе трех видов – СВ, ВВС, ВМФ и трех родов войск – РВСН, КВ, ВДВ без создания условий для перехода к трехвидовой структуре Вооруженных Сил.

Ясного ответа, почему одно решение Совета безопасности от 28.6.2005 г. о сокращении численности ВС до 1 млн. военнослужащих нашло отражение в новом облике ВС, а второе – о перспективной структуре ВС было в корне изменено, нет.


Фраза «Нам некогда проводить научные обоснования и различные эксперименты», прозвучавшая из уст одного из первых лиц военного ведомства, по всей видимости, не может служить достаточным оправданием суеты и штурмовщины в строительстве Вооруженных Сил
Фото: Алексей МАТВЕЕВ

Безусловно, есть много положительного в проводимой в настоящее время реформе в ВС РФ. Но многие принципиальные вопросы, надо полагать, должны решаться более основательно и без спешки. И фраза: «Нам некогда проводить научные обоснования и различные эксперименты», прозвучавшая из уст одного из первых лиц военного ведомства, по всей видимости, не может служить достаточным оправданием суеты и штурмовщины. Только один пример – есть достаточные основания полагать, что планируемая «Замыслом строительства ВС на 2011–2015 гг.» очередная передача армейской авиации из ВВС в состав Сухопутных войск также не имеет под собой научного обоснования.

Хотя именно сейчас забирать армейскую авиацию в тяжелые бригады Сухопутных войск как раз и надо. За время ее пребывания в ВВС уровень исправности армейской авиации возрос в 2,5 раза. Резко поднялся и уровень подготовки летчиков армейской авиации. Освоено и налажено серийное производство вертолетов. Их закупка ведется невиданными до этого времени темпами, порой даже в ущерб развитию самолетостроения.

В КАЧЕСТВЕ ВЫВОДОВ

Оценивая в целом с позиций обеспечения воздушно-космической безопасности государства весь ход структурного преобразования Вооруженных Сил нашего государства с момента их образования и до перспективного облика, можно сделать несколько выводов.

Первый. Министерством обороны и Генеральным штабом была проведена колоссальная работа по определению требуемого для нашей страны облика Вооруженных Сил. К этой работе постоянно привлекались ведущие научно-исследовательские организации МО (ЦНИИ МО, ЦВСИ, ЦОТИ видов ВС), лично главнокомандующие и командующие, главные штабы видов и штабы родов войск ВС, межвидовые комиссии и рабочие группы в составе представителей всех заинтересованных сторон. Ими были наработаны различные варианты и обоснованы наиболее эффективные структуры ВС.

Второй. Научно обоснованные перспективные структуры ВС нашли свое отражение в «Концепции строительства ВС РФ на период до 2005 г.», утвержденной президентом РФ 7 августа 1997 г., и решениях Совета безопасности Российской Федерации от 11 августа 2000 г. и 28 июня 2005 г. Определенные этими документами структуры ВС позволяли создать необходимые условия для более эффективного развития и применения войск и сил, решающих основные задачи в войнах будущего в важнейшей сфере вооруженной борьбы – воздушно-космической.

Третий. Практическое развитие ВС РФ шло и подчас продолжает идти вопреки научно обоснованным предложениям по их строительству в части, касающейся усиления роли воздушно-космической обороны. Несмотря на отмечаемую на словах возрастающую роль средств воздушно-космического нападения и воздушно-космической обороны в войнах будущего, на практике порой принимаются решения, не способствующие повышению воздушно-космической безопасности государства.

Четвертый. За последние три года военно-промышленный комплекс нашей страны начал свое возрождение, приступил к производству отдельных перспективных образцов авиационной техники, комплексов и систем вооружения противовоздушной и ракетно-космической обороны. Но их развитие идет обособленно в разных видах и родах ВС. Наличие пусть даже высокоэффективных, но не связанных между собой одной идеологией построения и единой автоматизированной (а по отдельным функциям – и автоматической) системой управления, не сопрягаемых технически средств и систем не может решить комплексной задачи обороны государства от ударов средств воздушно-космического нападения.

Пятый. Для организации эффективной борьбы с основным противником в войнах настоящего времени и на обозримую перспективу, которым являются силы и средства воздушно-космического нападения, необходимо создание системы воздушно-космической обороны государства. Она принципиально не может строиться по военным округам. Такая система должна объединять все войска и силы ВС, способные вести борьбу с этими средствами противника. А значит, и в структуре Вооруженных Сил нашего государства должен быть соответствующий орган управления этими войсками и силами. Поскольку в решении данной задачи принимают участие все виды и рода войск ВС, а применение их сил и средств ПВО и РКО должно осуществляться централизованно и согласованно по единому замыслу и плану на территории всей страны, этот орган управления должен быть стратегического уровня и представлять собой элемент общей системы управления Генерального штаба.

Шестой. Создание любой стратегической системы – всегда разносторонний, очень трудоемкий и весьма длительный процесс. Свидетельством тому является создание систем ПВО г. Москвы, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной и противокосмической обороны. Даже при наличии отдельных элементов сама система должна создаваться с «головы». Необходимо определить конкретный орган военного управления в Министерстве обороны (в структуре ВС), который будет возглавлять эту работу. Целесообразно определить и генерального конструктора этой системы с соответствующей кооперацией промышленности. Только их совместная и плодотворная деятельность способна привести к желаемому результату.

Седьмой. Чем скорее будет сформирован стратегический орган военного руководства ВКО (или определен из числа уже существующих), тем раньше будет создана сама система ВКО, тем меньше будет ошибок при ее построении, при распределении между органами военного управления функций строительства и подготовки ее элементов, управления совместными действиями.

Сроки готовности этой системы определяются сроками создания иностранными государствами технических средств, способных массированно и скоординированно наносить удары по объектам на всей территории нашей страны, действовать в воздухе и космосе, переходя из воздушного пространства в космос и обратно.

Применительно к крылатым ракетам. Их массовое накопление в количестве, достаточном для нанесения разоружающего удара по нашим Вооруженным Силам, ожидается к рубежу 2012–2013 гг. Воздушно-космические средства (гиперзвуковые самолеты, КР, воздушно-космические самолеты и т. п.) в активную фазу своего строительства войдут на рубеже 2015–2018 гг.

Так что с формированием органа военного управления, который будет создавать систему борьбы с силами и средствами воздушно-космического нападения противника, мы уже опаздываем. И тем самым наносим урон воздушно-космической безопасности государства.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Анализ проведенных исследований и материалов, опубликованных в журнале «Воздушно-космическая оборона» за последние три-четыре года, позволяет выработать общий подход к созданию такого органа военного управления.

В соответствии с закладываемыми в развитие ВС РФ принципами руководства войсками и силами основным предназначением функционального Стратегического командования ВКО (СК ВКО) будут являться разработка замысла ВКО РФ, оперативно-стратегическое планирование, организация непосредственной подготовки и руководство войсками и силами в стратегической воздушно-космической операции (СВКО). При этом в мирное время на СК ВКО должны быть возложены функции организации и контроля несения боевого дежурства по противовоздушной обороне, предупреждению о ракетном нападении и контроля космического пространства.

Для реализации данных функций СК ВКО должно быть наделено статусом и полномочиями, позволяющими осуществлять координацию деятельности заинтересованных центральных органов военного управления, включая главные командования видов и командования родов войск Вооруженных Сил, оперативно-стратегические командования на СН, в интересах решения задач воздушно-космической обороны в мирное и военное время. Это потребует уточнения (перераспределения) функций и задач оперативного управления, в первую очередь Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Главного командования ВВС, командования Космических войск и оперативно-стратегических командований (военных округов) на СН.

Общее руководство войсками (силами) при подготовке и ведении СВКО возлагается на Генеральный штаб ВС РФ, который будет вводить в действие конкретный вариант Плана СВКО, осуществлять выдачу директивных указаний, контролировать и координировать действия войск и сил, участвующих в операции.

Планирование применения войск и сил в СВКО осуществляется на основании директивы ВГК Стратегическим командованием ВКО совместно с видами и родами войск Вооруженных Сил и стратегическими командованиями на СН.


Главное командование Сухопутными войсками в эпоху бурных преобразований и расформировывалось, и воссоздавалось вновь (причем в достаточно короткий промежуток времени)
Фото: Алексей МАТВЕЕВ

Непосредственное управление войсками и силами, участвующими в СВКО, осуществляется СК ВКО, командующими группировками войск (сил) на СН, командующими (командирами) объединениями (соединениями) ВВС и КВ, других войск и сил, участвующих в операции.

Учитывая, что объединения (соединения, воинские части) видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, составляющие основу сил воздушно-космической обороны, остаются в непосредственном подчинении главнокомандующих (командующих) видами (родами войск) Вооруженных Сил, задачи их обеспечения по специальным номенклатурам, организации и проведения их оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, а также ряд других функций административного управления будут решаться под руководством соответствующих главнокомандующих ВВС, СВ, ВМФ и командующего KB.

При этом подчиненность и ответственность за состояние системы воздушно-космической обороны и применение войск и сил должны быть следующими:

по руководству оперативным применением: Генеральный штаб (через СК ВКО) – оперативно-стратегические командования на СН – объединения, соединения и воинские части, привлекаемые для решения задач ВКО в мирное и военное время;

по обеспечению: Министерство обороны – Главные командования видов (командования родов войск) Вооруженных Сил, территориальные командования (военные округа) – объединения видов (родов войск) ВС.

Учитывая, что задача создания Стратегического командования ВКО, обладающего особыми полномочиями по планированию и руководству применением объединений, соединений и частей практически всех видов и родов войск ВС РФ в стратегической воздушно-космической операции, является крайне сложной и ответственной, формирование этого органа военного управления целесообразно провести в три этапа.

На первом этапе создается оргядро этого командования – минимально необходимые структуры (до 50 человек, до половины из них могут быть и гражданские специалисты – представители МО и оборонной промышленности – в области создания комплексных систем и применения войск и сил ВКО). Их основная задача – организация разработки и оценка оперативного и технического облика системы, организация работ с промышленностью, определение порядка функционирования и задач командования. В рамках проводимых по их заказу КНИР ведущими ЦНИИ МО предварительно определяются облик СК ВКО, его задачи и структура, организация функционирования. Данная задача решается на основе разработки и оценки альтернативных вариантов Стратегического командования ВКО.

На втором (основном) этапе проводится эксперимент по созданию и функционированию СК ВКО, в ходе которого уточняются его задачи, структура, детально отрабатываются порядок его работы в мирное и военное время, взаимодействия с другими органами государственного и военного управления, оценивается эффект от его создания. По результатам эксперимента принимается решение о целесообразности проведения организационных мероприятий.

На третьем этапе (в случае положительного решения) создается новый орган стратегического управления.

Как вариант СК ВКО может включать штаб в составе оперативного управления, отделов и служб; направления авиации, ПВО и РКО; КП ВКО и службы обеспечения.

С учетом имеющейся на сегодня инфраструктуры пунктом управления ВКО может стать ЦКП ВВС. Его оборудование обеспечивает автоматизированное управление в реальном масштабе времени действиями дежурных по ПВО сил, ОСК ВКО, командованиями ВВС и ПВО, а также подчиненными им оперативно для решения задач ПВО соединениями и частями ПВО других видов и родов войск Вооруженных Сил; автоматизированный сбор и обработку информации от сил и средств радиолокационной, оперативной радио-, радиотехнической разведки; автоматизированную выдачу команд и сигналов боевого управления; автоматизированную выдачу информации о начале воздушного нападения и др. Кроме того, на ЦКП ВВС предусмотрена возможность приема информации о космической обстановке от КП ПРН.

После проведения определенных доработок оборудование ЦКП ВВС позволит в полной мере обеспечить реализацию всех функций КП ВКО, необходимых для оперативного управления в реальном масштабе времени всеми силами воздушно-космической обороны в мирное и военное время. Совместное размещение КП ВКО и ЦКП ВВС позволит более эффективно решать задачу ВКО – планировать и применять оборонительные и ударные силы в интересах поражения сил и средств воздушно-космического нападения противника как в воздухе, так и в местах их базирования на суше и на море. При этом главнокомандующий ВВС одновременно может являться и командующим СК ВКО, что позволит существенно сократить аппарат управления СК ВКО за счет использования части основных и всех обеспечивающих структур главкомата ВВС в интересах СК ВКО.

Предложенный подход к поэтапному созданию СК ВКО полностью совпадает с идеологией совершенствования системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации и в целом соответствует замыслу создания органов военного управления с функциями оперативного руководства войсками во всех формах стратегических действий Вооруженных Сил Российской Федерации при ведущей роли Генерального штаба.

Сергей Аркадьевич ВОЛКОВ
кандидат военных наук, старший научный сотрудник, член-корреспондент Академии военных наук Российской Федерации, полковник

Опубликовано 4 августа в выпуске № 4 от 2010 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?