Оборонка

Конструктор «меча» и «щита»

Недавно, листая общероссийский научно-технический журнал «Полет», я обнаружил среди авторов статьи «Ракетно-прямоточные двигатели в управляемых ракетах классов «поверхность–воздух» и «воздух–воздух» Геннадия Александровича Соколовского – генерального конструктора–руководителя ФГУП ГосМКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова». Значит, один из ведущих отечественных ученых в области авиационного вооружения сегодня по-прежнему продолжает заниматься и воздушным, и наземным эшелонами средств ПВО.

РОДИЛСЯ Геннадий Александрович Соколовский 10 августа 1934 г. в Смоленске. Интерес к технике проявился в нем с самых ранних лет. В первую очередь, сказалось влияние отца, Александра Фомича, военного летчика. В 1952 г. Геннадий поступает в Московский авиационный институт и становится студентом факультета электромеханических установок.

Лекции в МАИ тогда читала целая плеяда выдающихся ученых и организаторов авиа- и ракетостроения. Среди них, например, был Ю.А. Победоносцев – один из заместителей С.П.Королева, который Соколовскому и его однокашникам неоднократно предлагал заняться искусственными спутниками Земли и ракетной техникой. Его идеи оказали сильное влияние на выбор Соколовским своего жизненного пути. Большую роль в его судьбе сыграл И.И. Торопов, читавший в МАИ курс лекций по авиационному вооружению. Он сумел предугадать перспективы развития ракетного вооружения и учил своих учеников не бояться нетрадиционных решений. Уже на студенческой скамье это качество проявилось и в Соколовском.

В конце 1956 г. он получил распределение на завод №134 Министерства авиационной промышленности, а 2 августа следующего года – принят в его ОКБ в качестве дипломника. Впоследствии этот завод опытного вооружения станет Машиностроительным заводом «Вымпел», а затем получит имя своего руководителя, учителя и наставника Геннадия Александровича – ФГУП «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова». А тогда, в феврале 1958 г. Соколовский защитил дипломную работу – МАИ окончен с отличием – и был принят в отдел №7, в бригаду автопилотов и приводов.

Первыми практическими шагами инженера-конструктора Соколовского в бригаде стали работы по проектированию автопилота для управляемых ракет «воздух–воздух» К-7ЛВ и Р-30, агрегатов приводов для головки самонаведения (ГСН). Его коллеги скоро увидели, что вчерашний дипломник обладает кипучей энергией, высокой работоспособностью и даром увлекать всех за собой смелыми идеями и оригинальными решениями.

Уже через полгода на полигоне ВВС в Ахтубинске многие результаты этих работ удалось подтвердить на практике. Те три месяца начали отсчет полигонных будней и праздников будущего генерального конструктора.

В ноябре 1958 г. Соколовский получил срочное задание: воспроизвести блоки приводов автоматики американской ракеты «Сайдуиндер». Работа была успешно выполнена, в том числе проведены комплексные испытания – сама судьба спешила дать Соколовскому опыт создания ракет «воздух–воздух», новые знания и уверенность в своих силах. Но…

Это не полигон, а зона боевых действий. Г.А.Соколовский (на переднем плане) с товарищами во время  командировки в АРЕ  (1972 г.)В том же 1958-м на заводе № 134 начинается разработка ракеты 3М9 для войскового зенитного ракетного комплекса «Куб». С сентября следующего года почти весь состав бригады был переведен на работы по ее созданию. В них Соколовский участвовал, начиная с формирования облика до отработки ракеты в целом на оренбургском полигоне ГРАУ Донгузская. Занимался отработкой радиолокационной командной ГСН, автопилотом, гидро- и пневмоприводами. Пришлось полностью изменить компоновку головки, ее привода – было выявлено сильное взаимовлияние каналов. Отказались от гидроприводов и перешли на пневмоприводы. В целом по ракете вместо двухканальной схемы управления пришлось перейти аж на пятиканальную. В таком виде ракета 3М9 была принята на вооружение.

Высокие профессиональные качества Геннадия Соколовского были замечены руководством завода – в 1964 г. приказом главного конструктора А.Л. Ляпина он был назначен техническим руководителем испытаний ракеты 3М9. Понимая, насколько важна эта ракета для обороны страны, он тщательно обдумывал возможности решения текущих и возможных проблем. Начавшиеся в январе 1965 г. госиспытания комплекса «Куб» с ракетой 3М9 были успешно завершены в январе 1967-го, и ЗРК принят на вооружение ПВО Сухопутных войск.

Далее последовали несколько лет, посвященных самому любимому делу. В 1968 г. на полигоне Эмба (ГРАУ) при участии Соколовского проводилась отработка экспериментальной ракеты «воздух–воздух», на которой впервые были применены решетчатые рули. Новый бесценный опыт пригодится Геннадию Александровичу при проектировании ракеты «воздух–воздух» РВВ-АЕ.

Но началась очередная арабо-израильская война, и в 1972 г. он командируется в Арабскую Республику Египет (АРЕ) в составе группы специалистов для оказания помощи в эксплуатации и применении ракеты 3М9. При проверке выявляются 25 ракет 3М9 (вся их тогдашняя наличность в АРЕ – 90 ракет) с серьезными неисправностями. Ракеты были восстановлены на месте войсковыми умельцами. Соколовский вспоминает: «Это могли сделать только наши отечественные «левши» – мы были поражены их искусством. В чем сущность: ракета 3М9 имеет 2 срезных разъема. Усилие их среза – 1000 кг. Это крайне важно, так как двигатель ракеты должен успеть развить тягу в 1000 кг и обеспечить разгон ракеты на направляющей». Пройдя в условиях африканской пустыни «курс молодого бойца», Геннадий Александрович набрался опыта непосредственной эксплуатации зенитной ракетной техники в боевых условиях.

После возвращения из АРЕ до 1974 г. он работает в КБ завода «Вымпел», принимает активное участие в разработке авиационных ракет Р-27 всех модификаций. В январе 1974 г. Соколовский назначается на должность заместителя главного конструктора. Ему поручают все работы по совершенствованию ракеты 3М9 комплекса «Куб». Были созданы 4 ее модификации. В серию пошли две – 3М9М и 3М9М3. В ходе модернизации ракеты 3М9 и комплекса «Куб» в целом Соколовский к своему опыту конструктора и испытателя прибавляет опыт производственника.

В июле 1980 г. Соколовский был назначен заместителем начальника 2-го Главного управления Минавиапрома по опытным и перспективным работам. В его подчинении оказалось 9 КБ по разработке вооружения для авиации, зенитных ракетных комплексов и классического вооружения. Их тематика имела отношение к широкому ряду отраслей науки, техники, промышленности. Это был его новый «университет», в котором концентрировались вопросы НИОКР, опытного производства, испытаний, серийного производства, а также организационные проблемы.

Будучи работником министерства, Геннадий Александрович помогал решать многие проблемы, возникающие на завершающих этапах разработки военной техники. А их было немало. Как, например, при передаче ракеты Р-33 в серийное производство. Р-33 поражает воздушную цель на дальности 110–120 км и на высоте от 30 м до 28 км. Вот уже более двух десятилетий на борту не имеющего мировых аналогов дальнего перехватчика МиГ-31 (см. на 1-й странице обложки номера) они не оставляют нарушителю ни малейшего шанса.

В июле 1981 г. Соколовский становится преемником А.Л. Ляпина на посту главного конструктора и ответственного руководителя МЗ «Вымпел». Надо заметить, что инициатором этого перевода и соответствующего приказа министра авиационной промышленности И.С.Силаева был сам Андрей Леонидович. То есть «Вымпел», давно ставший для Соколовского родным, снова вернул его в свои стены.

В первую очередь он взялся за реорганизацию КБ, опытного производства, экономической системы и за изменение кадровой политики. Результатом работы предприятия уже по новой структуре стало создание ракеты средней дальности РВВ-АЕ четвертого поколения. Это тоже особая страница в истории «Вымпела». РВВ-АЕ – ракета для вооружения самолетов типа МиГ-29, Су-27 и вертолетов нового поколения. Она обеспечивает их превосходство в воздухе над самолетами и вертолетами предполагаемого противника, вооруженных ракетой АМRААМ США, а также уничтожение в полете крылатых ракет. В ней конструкторами «Вымпела» реализован долгожданный для летчиков принцип «пустил и забыл».

В 1983 г. принимается на вооружение ракета Р-73 малой дальности и ближнего маневренного боя, разработка которой начиналась на НПО «Молния», а завершилась уже на МЗ «Вымпел».

Конечно, не всё проходило гладко. «По-настоящему серьезное потрясение я испытал в 1984 году, – говорит Соколовский, когда сдавали Су-27. – На тридцатой секунде после пуска на ракете начиналась раскачка. Мы сделали все, чтобы найти причину этого сбоя. Тогда я взял за основу правило врача – не зная причину болезни, не приступай к лечению больного, и мы решили проблему».

Один из основных жизненных принципов Геннадия Александровича состоит в том, чтобы начатое доводить до конца. «В этом смысле у нас все так воспитаны, мы никогда не отступаем, проблемы решаем сообща». При попадании «в черную полосу» этот же принцип приобретает у него новое звучание: «Никогда не опускать руки, идти только вперед».

Соколовский стремится закладывать на ГосМКБ «Вымпел» такие решения, которые позволят предприятию долгие годы сохранять лидерство в перспективных направлениях. Обладая умением предвидеть развитие техники и эволюции ее применения, никогда не останавливаясь на достигнутом, он руководил работами сразу по нескольким направлениям, не снижал внимания к вопросам модернизации ранее созданных систем. Так, например, он уделяет большое внимание совершенствованию средств РЭП. В частности, на «Вымпеле» были созданы и переданы на вооружение устройства выброса пассивных помех для МиГ-31 и для Су-27.

В 1994 г. Соколовский становится генеральным конструктором – руководителем ФГУП ГосМКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова». Как главное в стратегии коллектива он отмечает развитие ракетного авиационного вооружения путем совершенствования созданных ракет модульной конструкции и всё большей точности наведения их на цель. Основу непрерывной реализации стратегии он видит в неуклонном росте уровня «интеллекта» бортовой аппаратуры.

Среди изделий "Вымпела"   на авиасалоне   в  Ле Бурже  (1995 г.).Конечно, при всем этом практически никогда не прекращались работы по созданию принципиально новых боевых частей ракет. Да и как же иначе, если старшим поколением «вымпеловцев» завещан главный принцип работы: «Быть впереди своего времени». Руководствоваться им помогают сложившиеся научная и техническая школы, пропускающие все мысли, планы, результаты через призму научного подхода и обеспечивающие воспроизводство преемников сегодняшних ученых, конструкторов, инженеров. Здесь выделяются специальные средства для материальной поддержки сотрудников, в первую очередь молодых и одаренных специалистов, с которыми руководство предприятия связы-вает его развитие. Благодаря этому и удается проводить дальнейшие НИР и ОКР в интересах российских ВВС.

ГосМКБ «Вымпел» – одно из немногих предприятий российской «оборонки», не сбившихся с курса в волнах стихийного рынка. Учитывая складывавшуюся ситуацию, Соколовский принял решения по организации на предприятии за счет собственных средств серийного производства ракет РВВ-АЕ, Х-29 и устройства выброса помех УВ-ЗОМКИ.

Особые задачи перед «Вымпелом» ставят локальные войны последних десятилетий. По мнению Геннадия Александровича, необходимую информацию до отечественных КБ никто толком не доводит. Но что очевидно, даже при поступающих скудных сведениях, так это настоятельное требование времени – принимать все более серьезные меры для создания и совершенствования высокоточного оружия.

В кратком описании 45-летней конструкторской и организаторской деятельности Соколовского непросто остановиться на каких-то других сторонах его жизни. Через нее красной нитью проходит наука. В 1968 г. он был зачислен аспирантом-заочником на факультет №7 МАИ, тема диссертации: «Обоснование технических путей развития ракет (зенитных, типа 3М9) с 5-канальной схемой управления». Подготовив две главы, он вынужден был целиком отдать себя доводке ракеты. Только через 10 лет вернулся к диссертации, чтобы завершить ее и представить к защите в 3-й НИИ Минобороны. Эта квалификационная работа, так же как и почти всё в его жизни, как бы прошла военную приемку. Научный совет единогласно проголосовал «за» – выносимые на защиту результаты давно были подтверждены на полигонах и в реальных поединках. Например, в 1973 г. самонаводящимися ракетами «Куба» в первый же день обороны Дамаска было уничтожено 63 самолета израильских ВВС при расходе: 1 ракета на 1 самолет.

По совокупности выполненных за 1958–1986 гг. работ Соколовский уже через 4 года после кандидатской представил докторскую диссертацию. К защите в высокоинтеллектуальный и в прямом, и в переносном смысле НИИ авиационных систем Минавиапрома – ведущую организацию в стране по искусственному интеллекту (еще с МАИ предметом жгучего интереса Соколовского стали ГСН – по сути, «мозги» ракет) – были представлены результаты отработки и комплексных испытаний ракет «воздух–воздух». Как на практике, так и в науке он одинаково целеустремленно работает то над «мечом» (авиационным оружием – тем, для применения чего и создается боевая авиация), то над «щитом» (зенитными ракетами ПВО).

Одновременно Геннадий Александрович активно участвует в симпозиумах, собраниях и работах Инженерной академии, РАРАН, Международной академии информатизации. Пришлось выступать с докладами и читать лекции в Британском Королевском обществе аэронавтики, в Шанхайском и Сиянском политехнических институтах, в Пекинском авиационном институте.

Г.А.Соколовский рассказывает заместителю председателя Оргкомитета МАКС, мэру  Москвы Ю.М. Лужкову о возможностях ракеты РВВ-АЕ (1997 г.).Соколовский со своим коллективом увлеченно участвует в проекте воздушно-космического корабля «Буран». ГосМКБ «Вымпел» был готов тогда вписать немало славных страниц в историю отечественной космонавтики. В авиации своеобразными страницами стали более 50 образцов вооружения, 41 из которых применяются, кро-ме стран СНГ, еще в 31 государстве мира. Они не только не уступали и не уступают лучшим мировым аналогам (если таковые находились), но превосходили и превосходят их по определяющим тактико-техническим характеристикам.

В конце 1990 г. интересы страны потребовали нового приложения его знаний, опыта и таланта. Г.А.Соколовский назначен в состав Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации. Работа в нем фактически началась еще с избрания его членом секции оборонно-промышленной и технологической безопасности страны. В сфере ее пристального внимания – обеспечение национальной безопасности; состояние оборонных предприятий (включая КБ, институты); создание единой системы данных; методология формирования госзаказа и многое другое.

Как нередко бывает с незаурядными личностями, Соколовский – человек высокой культуры и энциклопедических знаний. Но есть у него и обычные увлечения – охота и рыбалка. Геннадий Александрович видит в них наилучшую возможность общения с природой, с людьми из «глубинки». Но, как натура страстная, гордится своими трофеями. Среди них, например, пойманная на реке Иргиз щука весом 17,6 кг.

Бывают минуты, когда он предается воспоминаниям. Особое место в них занимают дни на полигонах в Сары-Шагане, Ахтубинске, Капустином Яре, Донгаузской, Эмбе. Память по-прежнему возвращает к эпизодам боевых будней, ярких достижений. В общей сложности они составляют 5 из 45 лет работы Соколовского на ниве укрепления воздушной обороны страны.

Соколовский Геннадий Александрович
Генеральный конструктор – руководитель ФГУП ГосМКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова». Доктор технических наук, профессор, академик Международной и Российской инженерных академий, Российской академии ракетно-артиллерийских наук.
Почетный профессор Пекинского авиационного института и Сиянского политехнического института.
Заведующий кафедрой «Робототехнические комплексы» МАИ. Автор более ста научных трудов.
Заслуженный машиностроитель РФ. Лауреат премии Совета Министров СССР (1990 г.).
Лауреат Государственной премии РФ (1998 г.). Награжден орденами: Дружбы народов и Октябрьской революции, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени.


П.Иванов

Опубликовано 1 января в выпуске № 4 от 2003 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?