Концепции

ПВО северо-американского контингента: сегодня и завтра

Военная реформа, проводимая в Российской Федерации, направлена на приведение военной организации нашего государства в соответствие с изменившимся характером военных угроз и экономическими возможностями страны. Противовоздушная оборона, как показывает опыт последних войн, является одним из важнейших факторов обеспечения военной безопасности в современных условиях. Ее реформирование до настоящего времени было связано преимущественно с количественным сокращением войск и вооружений. Однако, оставаясь великой державой (а иной Россия, как считают многие аналитики, существовать просто не сможет), наша страна должна сохранять и развивать соответствующие возможности в сфере обеспечения своей военной безопасности, в том числе и в области противовоздушной обороны.

Материалы данной статьи позволяют получить информацию о составе, структуре и возможностях системы ПВО, функционирующей в единой системе воздушно-космической обороны Северо-Американского континента, и о направлениях ее развития. Читатель безусловно обратит внимание на многообразие и сложность имеющихся и создаваемых информационных, огневых и управленческих средств воздушно-космической обороны и на их системную увязку. Если иметь в виду, что потенциальная опасность воздушно-космического нападения для Северо-Американского континента только в силу военно-географических условий несравненно ниже, чем для Российской Федерации, то становится очевидным, какое исключительное внимание США и Канада уделяют вопросам противовоздушной, а в последние годы - и воздушно-космической обороны своих территорий. В этом плане материалы статьи дают представление о том, какой должна быть современная воздушно-космическая оборона и какое внимание должны уделять ей наиболее развитые в военном отношении страны.

Ставка на "Всеохватывающее господство"

Пересмотр взглядов, вызванный коренным изменением военно-политической обстановки в мире после окончания "холодной войны" между Западом и Востоком, затронул силы и средства противовоздуш-ной обороны США и Северо-Американского континента в целом. Определение характера угроз в постсоветскую эпоху для США явилось важным этапом при ориентации на перспективу масштабов и структуры ПВО, отвечающей требованиям времени. При этом, по мнению военно-политического руководства США, должен оставаться действенным и даже усиливаться американский гегемонистский принцип - оперативное реагирование на возможности возникновения конфликтов в любом регионе мира.

В связи с этим Объединенным комитетом начальников штабов вооруженных сил США в 1998 году была подготовлена стратегическая концепция ведения войны, именуемая "Единая перспектива 2010". Ставка в концепции, которую военное руководство США именует "Всеохватывающее господство", делается на боевую систему стратегического масштаба, включающую достаточное количество высокоточных информационных, ударных и оборонительных сил и средств.

В концепции "Всеохватывающее господство" огромную роль играют авианосцы, как средство быстрого маневрирования авиационными соединениями

По существу в материалах концепции "Единая перспектива-2010" в части оборонительных систем подведен определенный итог развернутым в 1985 году широкомасштабным работам по программе "Воздушная оборонная инициатива" (ВОИ). В рамках этой программы ВВС США и управление перспективных исследований и разработок МО США (DARPA) переориентировали ряд существо-вавших программ и проектов, придав им направленность в решении задач ПВО для защиты от стратегических бомбардировщиков и крылатых ракет воздушного и морского базирования.

Оценивая возможности существовавшей системы ПВО Северо-Американского континента, специалисты США выделили в ней ряд недостатков, основными среди которых являлись:
- техническая неподготовленность средств ПВО при выполнении задач борь-бы с современными аэродинамическими средствами воздушного нападения;
- однотипность большинства средств ПВО (с точки зрения используемого диапазона длин волн);
- отсутствие датчиков, обеспечивающих требуемый вынос информационного поля;
- слабая интеграция информационных средств системы;
- достаточно высокая уязвимость и низкая живучесть большинства элементов среднего и нижнего звеньев системы управления ПВО.

Изменения в военно-политической обстановке в мире произошедшие в связи с распадом СССР, не изменили объема и качества решаемых системой ПВО Северо-Американского континента задач, однако наложили свой отпечаток на реализацию программы ВОИ.

Замысел реорганизации ПВО

Маневренные РЛС могут быть в кратчайшие сроки выдвинуты на направления вероятного удара

Обеспечение противовоздушной обороны Северо-Американского континента возложено на объединенное американо-канадское командование ПВО Северо-Американского континента НОРАД (NORAD - North American Air Defence Command), созданное в 1957 году на основе двусторонних соглашений правительств США и Канады. С марта 1982 г. название НОРАД изменило свое содержание - это объединенное (коалиционное) американо-канадское командование воздушно-космической обороны Северо-Американского континента (North American Aerospace Defence Command).

Командование HOPАД включает в свой состав командование воздушно-космической обороны, которому оперативно подчинены силы и средства ПВО США, а также все силы и средства группы ПВО ВВС Канады.

Противовоздушная оборона Северо-Американского континента строится с учетом его географического положения на передовых рубежах. Основные группировки сил ПВО развернуты на континентальной части США, Аляске, территории Канады, Исландии и Гренландии. Боевые действия планируются в рамках оперативных районов (секторов, зон).

Континентальный район ПВО охватывает континентальную часть США и включает три сектора - Западный, Северо-Восточный и Юго-Восточный. В границах штата Аляска располагается Аляскинский район ПВО, который прикрывает северо-западное воздушно-космическое направление. Силы Исландской зоны совместно с объединенной системой ПВО НАТО прикрывают рубеж Гренландия - Исландия - Фарерские острова (северо-восточное воздушно-космическое направление). Канадский район ПВО в составе НОРАД, охватывающий территорию Канады, включает два сектора - Западный и Восточный и прикрывает северное воздушно-космическое направление.

Противовоздушную оборону района ПВО осуществляют смешанные или однородные оперативные группировки сил ПВО, а в секторах ПВО - тактические группировки сил ПВО.

Приоритетными задачами, решаемыми в рамках продолжающегося выпол-нения программы ВОЙ, являются:
- создание всевысотных зон обнаружения и управления за пределами обороняемой территории с целью своевременного предупреждения о налете средств воздушного нападения (СВН), способных нести оружие большой дальности и запускать его вне зон поражения огневых средств ПВО;
- создание полей обнаружения и поражения с высокой кратностью перекрытия за счет интеграции средств различного назначения и базирования, действующих непосредственно над обороняемой территорией;
- совершенствование существующих и создание нового поколения средств поражения воздушных целей;
- создание автоматизированных систем и средств боевого управления и связи, обеспечивающих управление перехватом СВН на всех этапах их боевого применения.

Для решения этих задач МО США определили состав и основные требова-ния к трехэшелонной системе разведки и контроля воздушного пространства (СРКВП) ПВО. Программой ВОИ предусматривались создание принципиально нового первого оперативного эшелона СРКВП, а также модернизация и наращивание существующих группировок и средств второго и третьего эшелонов СРКВП ПВО Северо-Американского континента.

Согласно планам первый оперативный эшелон СРКВП должен включать:
- систему космических РЛС и оптико-электронных средств длинноволнового ИК-диапазона, обеспечивающих обнаружение, слежение и распознавание воздушных целей на дальностях до нескольких (4-5) тыс. км от границ территории США;
- группировку стационарных загоризонтных (ЗГ) РЛС типа AN/FPS-118 с дальностью обнаружения от 900 до 3500-4000 км и транспортабельных ЗГ РЛС типа AN/TPS-71 с дальностью обнаружения от 900 до 2000-2500 км, с задачами обнаружения и сопровождения воздушных целей над акваториями Атлантического и Тихого океанов, в южном направлении, над северной частью дальневосточной территории бывшего СССР и выдачи информации на КП НОРАД и центры управления районов ПВО для своевременного выведения в зоны боевого патрулирования самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ) АВАКС (AWACS - Airborne Warning and Control System) и наведения истребителей-перехватчиков.

Второй оперативный эшелон по планам должен включать:
- группировку авиационных средств ПВО на базе самолетов типа Е-3 (АВАКС) с дальностью обнаружения стратегической авиации до 700 км;
- группировку наземных радиолокационных постов (РЛП) по линии NWS (North Warning System - Северная система предупреждения) с целью создания на северном направлении вынесенного на расстояние 2500 км от границ США радиолокационного поля, перекрывающего все возможные высоты полета воздушных целей.

Третий оперативный эшелон СРКВП должен был включать группировку наземных РЛС, расположенных непосредственно в районах ПВО континентальной части США и в Аляскинском районе ПВО.

Кроме того, в районах ПВО, а также в системе РЛП NWS планировалось широкое использование как стационарных, так и мобильных аэростатных комплексов ДРЛО.

Дополнительно для создания сплошного радиолокационного поля в третьем эшелоне ПВО предполагалось широкое использование РЛС управления воздушным движением (УВД) федерального агентства гражданской авиации (ФАГА), информация от которых в обработанном виде должна непосредственно поступать в центры управления районов ПВО.

Система управления НОРАД

Модернизация системы управления силами и средствами ПВО Северо-Американского континента началась с 1993 года в рамках программы модернизации глобальной системы управления ВС США, рассчитанной на 15 лет, на основе концепции C4IFTW (Command, Control, Communications, Computers and Intelligence for the Warrior). Программа имеет целью создание гибкой, надежной, закрытой специальными средствами связи интегрированной системы управления, которая должна обеспечить представление полной и точной информации о действиях сторон и состоянии противника в масштабе времени близком к реальному. По мнению американских специалистов, эволюция системы управления во многом определяет структуру АСУ, их оборудование и технические средства оснащения, включая средства, основанные на перспективных технологиях.

Система управления в системе НОРАД имеет иерархическую структуру и представляет собой совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, систем связи, систем и средств автоматизации сбора, обработки, отображения, приема и передачи информации о воздушно-космической обстановке. По мнению американских специалистов, иерархическая структура системы управления ПВО Северо-Американского континента сохранится и в будущем.

Система командных пунктов ПВО включает основной и запасный командные пункты (КП и ЗКП) НОРАД, сеть КП оперативных районов и секторов ПВО, командные пункты авиационных крыльев ПВО и КП зенитных бригад (дивизио-нов) зенитных ракетных комплексов большой и средней дальности (ЗРК БД и СД). Основные центры управления системы ПВО дублируются путем организации запасных КП и использования КП воздушного базирования на базе самоле-тов ДРЛОУ АВАКС.

Командный пункт НОРАД является основным организующим органом разведки и контроля воздушного пространства, оперативного управления боевой работой расчетов подчиненных командных пунктов и боевыми действиями привлекаемых сил и средств ПВО на стратегических (операционных) направлениях. КП НОРАД обеспечивает развертывание системы разведки воздушного и космического пространства, приведение КП районов (секторов) ПВО, дежурных сил истребительной авиации, сил оперативного усиления в высшие степени боевой готовности к выполнению задач перехвата средств воздушного нападения на каждом стратегическом и операционном направлении.

Боевое управление силами и средствами ПВО осуществляется через центры управления оперативных районов, секторов и зон. Центры управления районов ПВО связаны с КП и ЗКП НОРАД, всеми аэродромами истребительной авиации на территории США и Канады, радиолокационными постами и пунктами наведения истребительной авиации в пределах своего района, а также центрами управления воздушным движением обеих стран.

Командные пункты опираются на систему разведки и контроля воздушного пространства над континентальной частью США и Канады, которая образует внутреннее поле обнаружения, опознавания и сопровождения воздушных целей. Вынос рубежей обнаружения СВН на предельные дальности применения средств перехвата обеспечивается системой АВАКС и средствами морского базирования.

По данным радиолокационного контроля истребители-перехватчики способны атаковать цель с высокой точностью

Автоматизированные КП управления боевыми действиями истребительной авиации в системе НОРАД используются в мирное время по принципу двойного назначения:
- для управления воздушным движением над территорией США и Канады;
- в интересах боевого управления силами истребительной авиации при обнаружении нарушителей правил воздушного движения.

В мирное время отделения боевого управления КП системы "ПВО-УВД" (JSS - объединенная система контроля воздушного пространства Министерства обороны и Федерального агентства гражданской авиации США), решающей задачи в интересах ПВО и УВД, используются ограниченно. В угрожаемый период на них развертываются оперативные группы НОРАД, средства специальной связи и управления.

В процессе подготовки и ведения стратегической воздушно-космической оборонительной операции допускается задействование мобильных систем управления тактической авиацией и огнем зенитных ракетных группировок.

Система разведки и контроля воздушного пространства

Важнейшим фактором повышения качества управления силами и средствами ПВО явилось совершенствование системы разведки и контроля воздушного пространства (СРКВП), включающее модернизацию существующих средств, а также разработку и принятие на вооружение перспективных средств наземного, воздушного и космического базирования, работающих на различных физических принципах и обеспечивающих создание заданного требованиями программы ВОИ вынесенного информационного поля от границ США на 4000 км и бо-лее.

В настоящее время СРКВП включает:
- сеть радиолокационных постов двойного подчинения системы "ПВО-УВД" на континентальной части США (JSS);
- радиолокационные посты двойного подчинения системы "ПВО-УВД" Канадского района ПВО;
- радиолокационные посты линии NWS (Северная система предупреждения);
- аэростатные радиолокационные посты;
- загоризонтные РЛС системы 414L;
- региональные оперативные центры управления (ROCC - Regional Operations Control Center);
- воздушные командные пункты.

Совершенствование средств обнаружения и управления, входящих в системы противовоздушной обороны и управления воздушным движением производится в рамках программ интеграции подсистем и средств контроля воздушного пространства в целях повышения их эффективности и снижения эксплуатационных расходов.

Предусматривается создать на основе РЛС унифицированные радиолокационные комплексы, которые могли бы решать задачи трассовых и аэродромных станций и обнаруживать цели в зоне обзора на дальности до 470 км (с вероятностью 0,9) и высоте до 30000 м в диапазоне скоростей 37-5560 км/ч при высокой точности определения высоты. Существенное внимание планируется уделять обеспечению высокой точности определения координат (не менее 0,176°) и разрешающей способности РЛС по азимуту (1,5°), а также обнаружения целей, находящихся под отрицательными углами места. Определенное внимание уделяется оптимизации параметров и режимов работы РЛС в зависимости от выполняемых функций, повышению помехозащищенности за счет формирования узкого луча диаграммы направленности с низким уровнем боковых лепестков. Не менее важными являются вопросы обеспечения высокой надежности подсистем и элементов РЛС и возможности функционирования в автоматическом режиме при среднем времени наработки на отказ не менее 1500 ч. Предъявляются также требования о необходимости получения данных о метеорологической обстановке и использования в составе аппаратуры РЛС подсистемы вторичной радиолокации, обеспечивающих возможность работы системы в режиме определения высоты полета своих самолетов с передачей полученной информации на их борт. Благодаря применению таких мер значительно повышается эффективность станций за счет обнаружения самолетов при адресном (селективном) запросе и последующей обработки ответных сигналов, а также передачи по цифровой линии "земля-воздух-земля" данных, обеспечивающих определение координат с более высокой точностью. Это позволяет оптимизировать процедуру управления, особенно в зонах с высокой интенсивностью воздушного движения, и автоматизировать процессы работы систем ПВО и УВД. Кроме того, по мнению специалистов, перспективные наземные РЛС дадут возможность определять местоположение целей, оснащенных аппаратурой опознавания государственной принадлежности IFF (Identification Friend or Foe), и в частности одним из ее последних вариантов - подсистемой Mkl5. Это позволит решать задачи функционирования РЛС на объединенных РЛП при обнаружении неизвестных (неопо-знанных) целей.

Новые подходы к разработке и применению РЛС, используемых совместно системами ПВО и гражданской авиации, уже реализованы на практике. Так, из развернутой на континентальной части США группировки радиолокационных постов двойного подчинения системы "ПВО-УВД" (JSS) в мирное время 75% РЛП используются совместно федеральным агентством гражданской авиации и ВВС. В Канадском районе ПВО все РЛП системы "ПВО-УВД" находятся в двойном подчинении. На наземных постах установлены современные РЛС обнаружения (в том числе ARSR-4) и определения высоты (AN/FPS-116) с цифровой обработкой и передачей данных. Ввод в действие совместных постов ВВС и ФАГА устранил параллелизм в работе ВВС и ФАГА и снизил стоимость их эксплуатации, по оценкам американских специалистов, на 100 млн. долл. в год.

По программе "Противовоздушная оборонная инициатива" произведено развертывание радиолокационных станций системы NWS типа AN/FPS-117 и AN/FPS-124 - для предупреждения об ударе крылатых ракет, а также переоснащение Канадского районов ПВО и Исландской зоны современными РЛС типа AN/FPS-117.

Самолеты типа AWAX могут быть использованы как для радиолокационной разведки, так и для размещения запасного командного пункта

По оценкам американских специалистов, полное развертывание системы NWS позволит создать на северном стратегическом воздушно-космическом направлении сплошное радиолокационное поле обнаружения низколетящих воздушных целей типа КР с нижней границей от 30 м.

В районах ПВО, а также в системе РЛП JSS используются стационарные и мобильные аэростатные комплексы ДРЛО - для обнаружения воздушных и надводных целей. По оперативным планам командования НОР АД аэростатные РЛП используются в качестве дополнения и резервирования самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-3 системы АВАКС.

В составе сил ПВО НОРАД на южной и юго-восточной границах США с момента реализации программы ВОИ по настоящее время развернута сеть стационарных аэростатных радиолокационных постов, предназначенных главным образом для обнаружения низколетящих и малозаметных целей. В состав каждого поста входят 1-2 привязных аэростата с подвесными РЛС, пункт управления и контроля, причальная мачта и платформа с подъемно-спусковым меха-низмом. Дальность обнаружения низколетящих целей при подъеме на высоту 3000-3500 м достигает 220-260 км, что создает сплошное радиолокационное поле вдоль всей границы.

Стационарные аэростатные РЛП дополняются в зоне Мексиканского залива подвижными (плавучими) постами такого же типа. Береговая охрана США имеет корабли, оборудованные для размещения и подъема в воздух и буксировки аэростатов с подвесными РЛС.

Данные с аэростатных радиолокационных постов передаются в центры управления Западного и Юго-Восточного секторов ПВО Северо-Американского континента и могут использоваться для наведения истребителей-перехватчиков.

Окончание в следующем номере

А.Т. Силкин,
доктор военных наук, профессор,
генерал-майор
Б.А. Бренер,
кандидат технических наук,
старший научный сотрудник

Опубликовано 1 января в выпуске № 3 от 2001 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?