2 января, 2013
ТРОЕ СУТОК НА ГРЕЭМ-БЕЛЛЕ
Геннадий ФЕДОРОВ
Геннадий Иванович Федоров родился в 1926 г. Воспитывался в детдоме, в Красной Армии с 1940 г., участник Великой Отечественной войны. Был сыном полка. Окончил ШМАС стрелков-радистов, военно-политическое училище (1949 г.), ВПА им. В.И. Ленина (1959 г.). Служил в должностях: инструктор политотдела дивизии, парторг авиаполка, заместитель начальника политотдела дивизии, начальник политического отдела бригады, корпуса, первый заместитель начальника политотдела 10-й отдельной армии ПВО, училища, НИИ, Награжден тремя орденами и многими медалями. Генерал-майор авиации.
В памятный день 15 мая 1971 года я поднялся на борт Ил-18 в Ленинградском аэропорту Пулково, а через два часа оказался на архангельском аэродроме Талаги. У трапа стоял офицер среднего роста, спортивного телосложения, с добрым, улыбающимся лицом. Им оказался встречающий меня начальник отделения кадров политотдела армии подполковник Виктор Григорьевич Никулин. Он предложил заехать на предназначенную мне квартиру, оставить чемодан с пожитками для временно холостяцкого житья, а затем следовать в штаб армии.
Вскоре я был в кабинете командующего. Обстановка скромная, ничего лишнего. Т-образный стол в центре, простые стулья вокруг и у стен. Над столом портрет В.И. Ленина, на сейфе в углу – макеты истребителей-перехватчиков. Всю стену занимало зашторенное полотнище карты северо-запада страны.
Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Гулаев Николай Дмитриевич встретил меня доброжелательно и радушно, что успокоило и сняло напряжение, обычно возникающее при первой встрече с вышестоящим начальником. В кабинете присутствовал начальник боевой подготовки армии Герой Советского Союза генерал-майор авиации Иван Васильевич Федоров. С ним я давно знаком по совместной службе в 81-й истребительной авиационной дивизии, где он был командиром. Это была встреча старых добрых друзей.
Командующий попросил меня рассказать о том, чего нет в моем личном деле, аттестациях и характеристиках, уточнив, что он подробно ознакомился с моим послужным списком:
– О вас хорошо отзывается присутствующий здесь Иван Васильевич. Это мой старый друг, ему я доверяю и надеюсь, что вы справитесь с работой.
Я коротко доложил о себе, о семье и ответил на вопросы.
Затем командующий открыл настенную карту, взял указку и стал рассказывать о боевых порядках и зоне ответственности армии. При этом он отметил важность северо-западного направления для обороны страны, где натовская, особенно американская, разведывательная авиация, нередко замаскированная под рейсовые самолеты, начиненные разведывательной аппаратурой, ежесуточно барражирует над нейтральными водами, часто нарушая наши границы. Также сказал, что подразделения РТВ за год отслеживают несколько тысяч реальных воздушных целей. И всякий раз в воздух поднимаются дежурные истребители-перехватчики, приводятся в боевую готовность дежурные дивизионы ЗРВ, боевые расчеты командных пунктов. Это создает для личного состава огромную нагрузку.
Я слушал Николая Дмитриевича, и слова Карелия, Кольский полуостров, Рыбачий, Кильдин, Земля Франца-Иосифа, Греэм-Белл, Колгуев, Новая Земля, Диксон, Нарьян-Мар, Амдерма, Рогачево, Воркута и многие другие названия мест, где живут северяне, приобретали совершенно новое звучание. А вскоре уже они стали для меня не просто географическими понятиями, а чем-то более значимым и близким...
При перечислении мест дислокации частей и соединений назывались фамилии, имена и отчества командиров, их заместителей, уровень их подготовки, сильные и слабые стороны, характерные личностные качества руководителей. Меня восхитила феноменальная память командующего, знание им предмета и людей, всесторонняя оценка огромного числа руководителей, в объективности которой я убедился в ходе практической деятельности. Это были военачальники с академическим образованием, с высшей инженерной, политической подготовкой, участники боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны, в Корее, Вьетнаме, Египте. Опытные организаторы и воспитатели, они в условиях севера подавали подчиненным пример несгибаемой воли, воинского мастерства и трудолюбия.
Командарм осветил новые для меня проблемы навигационного завоза на острова и побережье Ледовитого океана, а завозить приходилось все, от шнурков до боевых ракет, с запасом на 1,5–2 года...
Отличительной особенностью Северной армии было то, что в ряде авиационных полков на вооружении стояли истребители дальнего перехвата Ту-128 и самолеты радиолокационного дозора Ту-126, а позже А-50. Когда возникала опасность, самолеты радиолокационного дозора выходили в определенные зоны над акваторией Ледовитого океана, откуда обнаруживали воздушные цели противника, наводили истребители дальнего перехвата. Выполнив задание, они производили посадку на аэродром Греэм-Белл, где их готовили к боевому вылету.
На всех КП армии активно шло освоение автоматизированных систем боевого управления.
Командарм особо обратил мое внимание на подготовку к предстоящим выборам в областные и местные Советы депутатов трудящихся. Начальник политического отдела – член Военного Совета армии, генерал-майор Владимир Николаевич Кобизев в это время находился в отпуске, и ответственность за это мероприятие возлагалась на меня...
В заключение беседы командарм подчеркнул, что политотдел армии пользуется в войсках заслуженным авторитетом и посоветовал войти в коллектив, не нарушая того доброго, что в нем сложилось.
– Новое внедряй, посоветовавшись с сослуживцами, помни, на севере работать непросто, – напутствовал генерал-полковник Гулаев.
Затем командарм представил меня своему первому заместителю генерал-майору артиллерии Льву Александровичу Громову, начальнику штаба армии генерал-майору Юрию Александровичу Дембицкому, начальнику авиации заслуженному военному летчику СССР полковнику Владимиру Степановичу Федорову, началь