Библиотека

НА ГЛАВНОМ НАПРАВЛЕНИИ

Александр ПОПОВ

Александр Максимович Попов родился в 1939 г. Закончил Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков ПВО страны (1961 г.), Военную командную академию ПВО (1971 г.), Военную академию Генерального штаба (1984 г.). Проходил службу в должностях: старший летчик; начальник штаба авиационного полка, старший офицер оперативного отдела штаба отдельной армии ПВО, начальник штаба дивизии, корпуса ПВО, 1985-1995 гг. - начальник штаба ПВО Прибалтийского военного округа, начальник штаба - первый заместитель командующего 10-й армии ПВО, первый заместитель начальника штаба Московского округа ПВО. Награжден орденом "За службу Родине в ВС СССР" III степени, рядом медалей. Генерал-майор авиации.

Офицерскую службу я начинал в Северной армии ПВО в январе 1962 года в период завершающего этапа ее формирования как оперативного объединения Войск ПВО страны.

В декабре 1961 года я с отличием окончил училище и имел реальную возможность выбора места службы. Были заманчивые предложения, вплоть до службы за границей, но я выбрал Северную армию ПВО и в течение 43 лет, прошедших с того времени, я никогда не сомневался в правильности своего выбора. Одной из основных причин моего решения было стремление проявить себя, свои возможности в наиболее сложных для профессионального роста условиях. Возможно, сейчас это кажется как проявление "юношеского романтизма" или еще чего-то, но нас так воспитывали.

Конечно, я в то время стратегическими категориями не владел, но на пике периода "холодной войны" и Кубинского кризиса представлял точно, что северное направление - это один из самых напряженных и опасных районов. В непосредственной близости от государственной границы, границы территориальных вод постоянно осуществлялись полеты боевой и разведывательной авиации США и других стран НАТО. Имели место случаи преднамеренного и непреднамеренного нарушения воздушного пространства. 8 мая 1954 года два американских стратегических бомбардировщика беспрепятственно нарушили госграницу, долетели до Кандалакши, развернулись и вышли за пределы территории СССР. 1 июля 1960 года самолетом разведчиком РБ-47 была нарушена граница воздушного пространства СССР в районе Кольского полуострова, нарушитель был уничтожен.

В этот период в США массово поступают на вооружение стратегические бомбардировщики Б-52, оснащенные управляемыми ракетами "Хаунд-Дог", СРЭМ, вступают в строй авианосцы, на территории Норвегии разворачиваются военно-воздушные базы. Реальной стала угроза внезапного массированного удара по стратегическим объектам на Кольском полуострове и пролета стратегической авиации в глубь территории страны, вплоть до Центрального экономического района, до Москвы с северного направления. Арктическое воздушное направление действий стратегической авиации с авиабаз на территории США являлось не только кратчайшим, но и позволяло в то время внезапно, скрытно с минимальным подлетным временем выйти к объектам удара на территории СССР.

Военно-политическое руководство СССР, учитывая объективные условия, вынуждено было принять решение об усилении ПВО на северном направлении. В 1958 году было принято решение о создании 10-й отдельной армии ПВО в составе корпуса и трех дивизий ПВО.

В 1962 году завершалось формирование 5-й дивизии ПВО, куда я и был направлен для прохождения службы после училища. Первым командиром нашей дивизии был Герой Советского Союза генерал-майор авиации А.И. Выборнов и мне выпала честь неоднократно выполнять с ним контрольные полеты.

10-я отдельная армия ПВО создавалась как передовой оперативно-стратегический эшелон в построении системы ПВО страны на северном воздушно-космическом направлении действий вероятного противника. По оценкам руководства Войск ПВО страны, в оперативных границах армии вероятный противник планировал действия до 30 процентов стратегической авиации с Гренландского и Северного воздушных направлений, значительный наряд сил тактической авиации с авиабаз Норвегии и крылатых ракет морского базирования. Постоянно действующими факторами, влияющими на построение и боевое применение группировок войск, средств управления, всех видов обеспечения, являлись географическое положение и климатические условия Крайнего Севера и Заполярья.

О том, что это край суровый, я убедился сразу же, уже в январе 1962 года, когда пешком по льду Северной Двины от железнодорожного вокзала города Архангельска с мешком и чемоданом продвигался к штабу армии, а затем в холодном вагоне в течение суток - в город Кемь.

Но зато какая теплая встреча была организована непосредственно в гарнизоне Подужемье! Нас, шестерых лейтенантов, встретил на железнодорожном вокзале города Кемь майор А.Д. Чаркин, командир той эскадрильи, в состав которой мы были определены. На теплом автобусе нас доставили в так называемую гостиницу - 3-комнатную квартиру в щитовом доме. В этот же день с нами встретились начальник боевой подготовки авиации армии Герой Советского Союза полковник А.П. Селютин и командир полка подполковник В.Т. Ганзя.

В ближайшую субботу командованием, политработниками, женсоветом гарнизона в клубе был организован вечер знакомства и принятия нас в коллектив с неплохим столом, буфетом и танцами. Женсовет организовал тематический "бал цветов", конкурс на лучшее бальное платье. Выбор победителей конкурса был за нами - лейтенантами. Между прочим, наше поведение за столом, на балу сразу же выявило отношение каждого к спиртному и определенные черты характера, что позволило командирам иметь первоначальное мнение о личности каждого. Таким образом, мы почувствовали себя нужными как специалисты, уважаемыми, узнаваемыми в коллективе. Такой подход и внимание к начинающим службу лейтенантам был характерен для воинских коллективов армии. В этом мне приходилось неоднократно убеждаться уже в должности начальника штаба армии. Эти традиции закладывались старшими поколениями, участниками Великой Отечественной войны и самими суровыми условиями Севера.

В истории 10-й отдельно