Библиотека

МОИ ВОСПОМИНАНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Яков ЛЯШУК

Яков Иосифович Ляшук родился в 1936 г. Окончил Военно-морское минно-торпедное авиационное училище (1959 г.) и Военно-воздушную академию (1971 г.). Служил в должностях: штурман, старший штурман самолета, офицер боевого управления, штурман наведения КП полка, сменный руководитель посадки самолетов, начальник штаба авиаполка, старший штурман и начальник направления оперативного отдела штаба 10-й армии, старший офицер, начальник направления, заместитель начальника отдела оперативного управления Главного штаба Войск ПВО. Награжден двумя орденами и десятью медалями.

В армии я проходил службу в 518 авиационном полку и штабе армии. И хотя начало службы в армии принесло мне временные огорчения, но в целом эта служба принесла мне большое удовлетворение. Здесь я научился многому, что позволило мне в дальнейшем успешно решать самые различные задачи – на первый взгляд, даже мало связанные с теми, которые я решал в период службы в армии.

Моему становлению в должности прежде всего способствовало руководство полка – командир полковник В. Никифоров, заместитель подполковник Н. Скок, начальник политотдела подполковник Г. Сычев. Их дружеское отношение ко мне Помогло мне быстрее врасти в обстановку и в скором времени полк стал для меня родным. Хотя, в наступивших трудовых буднях времени для отдыха практически не было. Много помощи, дружеских советов я получил и от командования 23-й дивизии ПВО: полковника Г. Осьмачко, подполковника В. Гречанинова, подполковника А. Иванова и других офицеров. Из этого периода службы в памяти осталось много эпизодов, свидетельствующих о высокой подготовке, нравственности, а часто и мужестве личного состава полка. Характерными для полка можно считать действия личного состава при проверке боевой готовности армии в 1972 году. Авиаполк действовал по контрольным целям в Баренцевом море двумя эскадрильями с аэродрома основного базирования и одной – с аэродрома рассредоточения. После перехвата контрольных целей 26 экипажей Ту-128 практически одновременно вышли на аэродром Талаги для посадки, многие – с ограниченным запасом топлива. В этих условиях расчету командного пункта пришлось выстраивать экипажи на посадку, исходя из остатков топлива, хотя они были минимальные практически у всех. Можно представить себе, какое мужество требовалось экипажам, находящимся на посадочном курсе, чтобы исполнить команду на выполнение виража, понимая, что на повторный заход на посадку топлива не останется. Высокая выучка и мужество летного состава, хорошая подготовка и хладнокровие офицеров командного пункта обеспечили посадку всех самолетов без летных происшествий.

Хорошую подготовку показал полк при выполнении боевых стрельб на полигоне в ходе тактического учения 23-й дивизии ПВО. Здесь хочется отметить большую работу, проделанную командованием и политотделом дивизии по мобилизации личного состава на успешное решение задач. Военнослужащие срочной службы, которым предстояло увольнение в запас до учения, добровольно соглашались уйти только после его окончания.

Нельзя не вспомнить и проверку боевой готовности 518-го авиаполка Маршалом Советского Союза Москаленко. По его команде «Полк в воздух» командир полка Н. Скок, отойдя от маршала на пару шагов, дает ракету, и полк практически полным составом покидает аэродром менее чем за полчаса...

В 1972 году осуществлялась реконструкция взлетно-посадочной полосы на аэродроме Талаги. Полк весной и летом выполнял полеты с аэродрома Бесовец. Создались трудные условия для решения задач боевой подготовки, так как личный состав полка был разделен на две части. В Талагах оставалась ТЭЧ полка, часть личного состава эскадрилий, полковых служб и командного пункта. Большая нагрузка легла на штаб в связи с возросшим количеством документов, особенно по строевой части. Но все трудности были успешно преодолены, полк с задачами справился успешно.

И в этот период, и в другое время большинство офицеров несло повышенную нагрузку, но жалоб на трудности не было. Мне и сегодня хочется поблагодарить за службу командира эскадрильи подполковника Трухина, штурмана полка по самолетовождению (в дальнейшем старшего штурмана полка) подполковника Потоцкого, начальника командного пункта полка лейтенанта Царапкина, ответственного исполнителя штаба полка прапорщика Мунтяна и многих, многих других. Самоотверженный труд этих военнослужащих во многом способствовал успешному решению полком поставленных ему задач.

На воспоминания о службе в штабе армии накладывается последующая длительная служба в Оперативном управлении Главного штаба Войск ПВО, в ходе которой я ознакомился с деятельностью многих командующих и штабов оперативных объединений, в том числе и стран Варшавского Договора. И надо отметить, что на этом фоне деятельность командования и штаба 10-й отдельной армии ПВО выглядит очень хорошо.

Перед моими глазами прошло много примеров принятия решений командующими оперативными объединениями на применение войск ПВО при отражении ударов авиации и постановки задач корпусам и дивизиям ПВО. И решения, которые принимал командующий армией генерал-полковник Н.Д. Гулаев, форма постановки задач подчиненным соединениям по сравнению с ними можно считать образцовыми. Он не вмешивался в действия командиров соединений, если обстановка позволяла им решить задачи самостоятельно. Но если появлялась необходимость в наращивании усилий на каком-либо направлении, он кратко объявлял свое решение и задачи соединениям, давал распоряжение боевому расчету командного пункта армии на контроль за выполнением поставленных задач.

В сложных метеорологических условиях Севера это требовало точной оценки обстановки, а часто и большого мужества для реализации принятого решения. Особенно при маневре авиации на другие аэродромы армии.

Характерным в этом плане является решение генерал-полковника Гулаева при проверке армии Главной инспекцией Министерства об