Библиотека

ДВА МОИХ РОДНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПОЛКА

Вениамин КОРШУНОВ

Вениамин Иванович Коршунов родился в 1933 г. Окончил 12-е Военно-морское авиационное училище летчиков (1956 г.), ВПА им. В.И. Ленина (1967 г.). Прошел должности летчика-оператора, старшего летчика, штурмана авиационного звена, заместителя командира авиаэскадрильи по политчасти, начальника политотдела 641-го гвардейского авиационного полка, инспектора по авиации Политуправления округа ПВО, заместителя начальника политотдела штаба и управлений округа. Военный летчик 1-го класса. Награжден орденами «Красной Звезды» и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями. Полковник.

В составе 10-й ОА ПВО мне посчастливилось служить в двух истребительных авиационных полках: 524-м и 641-м гвардейском. В 1960 году 524 полк из ВВС Северного флота был передан в Войска ПВО страны. В середине апреля он перебазировался на аэродром Летнеозерский, что в 140 километрах южнее Архангельска, и занял свое место в боевых порядках 10-й армии. Задача была в кратчайший срок подготовиться и заступить на боевое дежурство, однако решалась она медленно. Трудно шло обустройство на новом месте, а главное – никак не удавалось наладить планомерную летную подготовку.

Не простой была морально-психологическая ситуация в коллективе. Вооруженные Силы переживали «очередное значительное сокращение». Это негативно сказывалось на настроении людей, затрудняло адаптацию в новых условиях. Хотя командование в этот период нас своим внимаем не обделяло – редкая неделя проходила, чтобы в части не работали специалисты той или иной службы дивизии, армии. Помощь действительно была нужна. Десятки различных вопросов требовали срочного разрешения и общими усилиями они решались. Но немало времени уходило на строевые занятия и смотры, зачеты по общевоинским Уставам. Проверяющие, затянутые портупеями, в начищенных до блеска сапогах, скептически воспринимали нашу щегольскую морскую форму.

К морской форме относились с любовью и офицеры, и матросы, и гражданское население гарнизона. Порой доходило до курьезов: старослужащие матросы одной из эскадрилий ни за что не хотели переодеваться в общевойсковую форму, мотивируя это тем, что родители и девушки знают, что они служат в морской авиации, и дома надо будет оправдываться, что их не выгнали с флота. Разрешил проблему командир эскадрильи В.Макеев, который убедил начальника вещевого склада не рубить сданную форму на ветошь, а сохранить два-три месяца и потом возвратить ее уволенным матросам. Напряженность была снята.

Доставалось нам от проверяющих и за неумение быстро отказаться от морских традиций и привычек. Таких, как обращение к командиру не по воинскому званию, а «товарищ командир», употребление в радиообмене слова «добро», как синонима команды «разрешаю», а также таких выражений, как «лег на курс...», «слева по борту...» и.т.п. Понятные и употребляемые на флоте, они не отвечали четким, строгим и проверенным практикой нормативам и стандартам Войск ПВО и закономерно не могли не вызывать критики... Как-то исподволь созрело выражение «выбивать морской дух». Видимо, произнесенное в запальчивости кем-то из проверяющих, оно породило непонимание и внутренний протест у части личного состава.

Вскоре стало известно, что командир полка А. Кустов и начальник штаба И. Гуров подали рапорты об увольнении. Командиром был назначен А. Елкин. Волевой, решительный, целеустремленный руководитель, умелый организатор, начальником штаба – А. Калинин, трудолюбивый, беспокойный и очень ответственный офицер. Произошли в полку и другие изменения. Авиаэскадрилья, командиром которой был А. Александров, в полном составе была передана в полк, базировавшийся в Мончегорске. На ее место прибыла эскадрилья с аэродрома Васьково под командованием Ю. Зуйкова. В результате на вооружении полка стало два типа самолетов: Як-25м и МиГ-17, личный состав обновился почти на треть.

Летчики новой эскадрильи В.Матюков, А.Смирнов, Б.Савченко, Ю. Стариков, В. Коваленко, В. Розенко, В. Титенко, В. Голубятников, В. Фетисов, Ю. Гаврилин, А. Селезнев, В. Упенек, В. Колнет, А. Остапенко, Г.Вайчик, Г. Вишняков, Б.Стрыгин и другие в основном были подготовлены к ведению боевых действий днем и ночью в сложных метеоусловиях. Но возможности самолета МиГ-17 по перехвату целей на дальних подступах к охраняемым объектам были ограничены, и задача скорейшего ввода в строй экипажей всепогодных перехватчиков Як-25м оставалась главной.

Новому командиру полка удалось организовать слаженную работу своих заместителей И. Корнева, Е. Шкурко, В. Коротеева, Д. Сорочьева, Ю. Алехина, Г. Узэ, А. Сенина, Н. Гвозденко, командиров эскадрилий В.Макеева, В. Померанцева, Ю. Зуйкова, сосредоточив основные усилия на эффективном использовании каждой летной смены для подготовки экипажей перехватчиков к боевому дежурству. Был составлен жесткий ступенчатый график. Каждый летчик, в зависимости от уровня летной подготовки, занимая в графике соответствующую ступеньку, хорошо видел свою перспективу. Приоритет в полетах отдавался тем экипажам, которые можно было быстрее ввести в строй. Полеты проводились два-три дня в неделю, как правило, в две смены. В результате летчики управления полка и командный состав эскадрилий восстановили инструкторские навыки и скоро уже ряд экипажей был готов заступить на боевое дежурство...

Успешно совершенствовали свою подготовку летчики эскадрильи на МиГ-17. Лишь погода вносила свои коррективы в наладившийся ритм летной жизни – порой аэродром, дороги, самолетные стоянки засыпало снегом чуть не до верха килей самолетов. Тогда приходилось бросать все силы на борьбу со снегом...

В связи с этим вспоминается одна закономерность. Вероятный противник систематически вел воздушную разведку боевых порядков армии. На планшете КП часто можно было наблюдать полеты самолетов-разведчиков вдоль северной государственной границы, они часами выписывали на удалении ста километров от нашей территории точную конфигурацию линии границы, как